Московский Патриархат Санкт-Петербургская епархия

Приход храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове

+7 (921) 342-96-71 info@smolenka.spb.ru
Главная > О Ксении > Акафист Ксении Петербургской

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской

 

Акафист — это особенная, торжественная молитва, 13 хвалебных песен (кондаков) и 12 пространных песен (икосов) о житии святой блаженной Ксении Петербургской, о ее жизненном пути, полном любви, сострадания и бескорыстного служения ближним, о перенесенных страданиях и чудесах, совершенных по ее молитвам. Каждый кондак заканчивается воспеванием «Аллилуйя», что означает «хвалите Бога», а каждый икос завершается восхвалением «Радуйся, Ксение блаженная, молитвенница о душах наших».

По традиции в каждом кондаке, кратком песнопении, прославляется один из подвигов или чудесных событий из жития святого и возносится молитвенная просьба к нему, а икос развивает тему, раскрывая в деталях, что именно, какие дела прославили угодника Божия. Каждый икос состоит из херетизмов или хайретизмов (от греческого хере — радуйся), приветствий, восхвалений, которые начинаются со слова «Радуйся!». В акафисте святой блаженной Ксении Петербургской в икосах по 9 хайретизмов, каждый из них приближает нас к матушке Ксении, раскрывая ее образ и значимые события ее жизни. 

Текст Акафиста святой блаженной Ксении Петербургской 

Конда́к 1.

Избра́нная уго́дница и Христа́ ра́ди юро́дивая, свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, избра́вшая по́двиг терпе́ния и злострада́ния, хвале́бное пе́ние прино́сим ти́, чту́щия святу́ю па́мять твою́. Ты́ же заступи́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, да зове́м ти́:

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

И́кос 1.

Равноа́нгельнаго жития́ взыска́ла еси́, блаже́нная ма́ти, по успе́нии му́жа твоего́ отве́ргла еси́ ми́ра сего́ красоту́ и вся́, я́же в не́м: по́хоть оче́с, по́хоть пло́ти и го́рдость жите́йскую, юро́дством ра́зум Христо́в стяжа́ла еси́. Того́ ра́ди услы́ши от на́с похвалы́, тебе́ возноси́мыя:

Ра́дуйся, житие́м твои́м Андре́ю, Христа́ ра́ди юро́дивому ра́вная; ра́дуйся, и́мени своего́ отре́кшаяся, себе́ же уме́ршей именова́вшая.

Ра́дуйся, в юро́дстве и́мя му́жа твоего́ Андре́я прия́вшая; ра́дуйся, и́менем му́жеским назва́вшись, не́мощи же́нской отреши́вшаяся.

Ра́дуйся, все́ име́ние твое́ до́брым лю́дям и ни́щим разда́вшая; ра́дуйся, нищету́ доброво́льную Христа́ ра́ди прия́вшая.

Ра́дуйся, ве́ка сего́ суему́дрия юро́дством твои́м отверга́тися на́с научи́вшая; ра́дуйся, блага́я уте́шительнице все́х, в моли́тве к тебе́ прибега́ющих.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 2.

Ви́дя стра́нное твое́ житие́, я́ко ты́ презре́ла еси́ до́м сво́й и вся́кое мирско́е бога́тство, родны́е по пло́ти безу́мной тя́ полага́ху, лю́дие же гра́да Петро́ва, ви́дя смире́ние твое́, нестяжа́ние и во́льную нищету́, воспе́ли Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум, от Бо́га тебе́ да́нный, ты́, Ксе́ние блаже́нная, в мни́мом безу́мии скры́ла еси́; в суете́ гра́да вели́каго а́ки пусты́нница жила́ еси́, моли́твы Бо́гу свои́ вознося́ непреста́нно. Мы́ же, дивя́щеся таково́му житию́ твоему́, взыва́ем тебе́ хвале́бно:

Ра́дуйся, кре́ст тя́жкий юро́дства, от Бо́га тебе́ да́нный, на ра́ма своя́ прия́вшая; ра́дуйся, мни́мым безу́мием сия́ние благода́ти скрыва́вшая.

Ра́дуйся, да́р прозорли́вости смире́нием кра́йним и по́двигом моли́твы стяжа́вшая; ра́дуйся, да́р се́й на по́льзу и спасе́ние стра́ждущих явля́вшая.

Ра́дуйся, страда́ния людски́я прозорли́во в да́ли необозри́мей зре́вшая; ра́дуйся, жене́ до́брой о рожде́нии сы́на проре́кшая.

Ра́дуйся, я́ко жене́ то́й у Бо́га ча́до испроси́вшая; ра́дуйся, все́х к Бо́гу в моли́тве прибега́ти научи́вшая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 3.

Си́лою свы́ше, от Бо́га тебе́ дарова́нной, зно́й и лю́ту сту́жу му́жественно претерпева́ла еси́, распина́я пло́ть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Те́м же Ду́хом Святы́м просвеща́емая, взыва́ла непреста́нно Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Име́я, о блаже́нная, не́бо покро́вом себе́, зе́млю же ло́жем свои́м, отве́ргла еси́ плотоуго́дие Ца́рства Бо́жия ра́ди. Мы́ же, зря́ще таково́е твое́ житие́, со умиле́нием зове́м ти́:

Ра́дуйся, жили́ще свое́ земно́е лю́дям отда́вшая; ра́дуйся, небе́снаго кро́ва взыска́вшая и получи́вшая.

Ра́дуйся, ничто́же земно́е иму́щая, а все́х духо́вно богатя́щая; ра́дуйся, житие́м свои́м терпе́нию на́с науча́ющая.

Ра́дуйся, любо́вь Бо́жию лю́дям показу́ющая; ра́дуйся, плода́ми благоче́стия украше́нная.

Ра́дуйся, терпе́ние и незло́бие ми́ру яви́вшая; ра́дуйся, те́плая предста́тельница на́ша пред престо́лом Всевы́шняго.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 4.

Бу́рю жите́йскую, во гра́де Петро́ве мяту́щуюся, кро́тостию и незло́бием преодоле́ла еси́, блаже́нная ма́ти, безстра́стие же к тле́нному ми́ру стяжа́ла еси́. Те́м же и пое́ши Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́ша о тебе́, я́ко ты́, злостра́жда Христа́ ра́ди, ско́рбных утеша́еши, немощны́х укрепля́еши, заблу́ждших на пу́ть пра́вый наставля́еши, лю́дие стра́ждущия к по́мощи твое́й прибега́ху, воспева́юще тебе́:

Ра́дуйся, пу́ть Христо́в все́м се́рдцем возлюби́вшая; ра́дуйся, кре́ст Христо́в ра́достно поне́сшая.

Ра́дуйся, вся́кое поноше́ние от ми́ра, пло́ти и диа́вола претерпе́вшая; ра́дуйся, даро́в Бо́жиих преиспо́лненная.

Ра́дуйся, любо́вь к бли́жним яви́вшая; ра́дуйся, стра́ждущим лю́дям утеше́ние подава́вшая.

Ра́дуйся, сле́зу пла́чущих отира́вшая; ра́дуйся, благода́тию Ду́ха Свята́го чуде́сно согрева́емая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 5.

Боготе́чной звездо́ю яви́лася свя́тость твоя́, Ксе́ние блаже́нная, освети́вшая небоскло́н гра́да Петро́ва. Уже́ бо лю́дем, ги́бнущим в безу́мии греха́, ты́ яви́ла пу́ть спасе́ния, все́х к покая́нию призыва́я, во е́же вопи́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Ви́дя по́двиги твоя́ в моли́тве, терпе́нии хла́да и зно́я, благочести́вые лю́ди пыта́хуся ума́лити страда́ния твоя́, оде́жду тебе́ и пи́щу принося́ще. Ты́ же вся́ сия́ ни́щим раздава́ла еси́, жела́я в та́йне по́двиг сво́й сохрани́ти. Мы́ же, дивя́ся во́льней нищете́ твое́й, взыва́ем ти́ си́це:

Ра́дуйся, зно́й и сту́жу Христа́ ра́ди доброво́льно терпе́вшая; ра́дуйся, в моли́тве непреста́нно пребыва́вшая.

Ра́дуйся, гра́д Петро́в всено́щным бде́нием от бе́д огражда́вшая; ра́дуйся, гне́в Бо́жий мно́гажды от него́ отвраща́вшая.

Ра́дуйся, во все́ дни́ го́да ноча́ми в по́ле моли́вшаяся; ра́дуйся, сла́дость ра́йскую в нищете́ духо́вной вкуси́вшая.

Ра́дуйся, я́ко в сла́дости се́й вся́ земна́я оста́вившая; ра́дуйся, я́ко вся́ в Бо́зе пребыва́вшая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 6.

Пропове́дуют свя́тость жития́ твоего́, богоблаже́нная, вси́ изба́вленнии тобо́й от многоразли́чных боле́зней, бе́д и скорбе́й, бога́тии и убо́зии, ста́рцы и ю́ныя. Те́м же и мы́, прославля́юще тя́, Бо́гу вопие́м: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Возсия́ла сла́ва по́двигов твои́х, блаже́нная ма́ти, егда́ ты́ но́щию строи́телем це́ркви Смоле́нской ка́мни та́йно носи́ла еси́, облегча́я де́лателей церко́вных. Сия́ ве́дуще, и мы́ гре́шнии зове́м ти́ такова́я:

Ра́дуйся, та́йно твори́ти доброде́тели на́с науча́ющая; ра́дуйся, к по́двигом благоче́стия все́х призыва́ющая.

Ра́дуйся, строи́телем хра́мов Бо́жиих помога́ющая; ра́дуйся, свя́тость церко́вную возлюби́вшая.

Ра́дуйся, труды́ на́ши на пути́ спасе́ния облегча́ющая; ра́дуйся, к тебе́ прибега́ющих ско́рая помо́щница.

Ра́дуйся, все́м скорбя́щим блага́я уте́шительница; ра́дуйся, гра́да Петро́ва небе́сная засту́пница.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 7.

Хотя́ изба́вити от ско́рби пла́чущаго врача́, жену́ хорони́вшаго, ты́ повеле́ла не́коей деви́це на О́хту бежа́ти и та́мо му́жа себе́ обрести́ и уте́шити. И соверши́шася та́ко, я́коже ты́ рекла́ еси́. Они́ же в ра́дости воспе́ша Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Но́вое чу́до в моли́тве свое́й показа́ла еси́ ты́, блаже́нная ма́ти, егда́ рекла́ еси́ жене́ благочести́вой: “Возьми́ пята́к, поту́хнет”. Си́м прорекла́ е́й о пожа́ре до́ма ея́. И по моли́тве твое́й пла́мень огня́ угасе́. Мы́ же, ве́дяще сия́, вопие́м ти́ похва́льная:

Ра́дуйся, ско́рби людски́я угаша́ющая; ра́дуйся, дерзнове́ние пред Бо́гом за стра́ждущих яви́вшая.

Ра́дуйся, свече́ неугаси́мая, в моли́твах к Бо́гу я́рко горя́щая; ра́дуйся, предста́тельница на́ша в беда́х и напа́стех.

Ра́дуйся, страстьми́ одержи́мых от ги́бели спаса́ющая; ра́дуйся, благочести́вых де́в от бра́ка неве́рнаго отвраща́ющая.

Ра́дуйся, клевето́ю уя́звленных от отча́яния избавля́ющая; ра́дуйся, на суде́ непра́веднем ско́рая защи́тница.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 8.

Стра́нницей бездо́мней прошла́ еси́ пу́ть жи́знитвое́й в сто́льном гра́де оте́чества на́шего, в вели́цем терпе́нии ско́рби и поноше́ния неся́. Ны́не же в го́рнем Иерусали́ме пребыва́я, в ра́дости пое́ши Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Все́м вся́ была́ еси́, Ксе́ние блаже́нная: скорбя́щим утеше́ние, немощны́м покро́в и защище́ние, печа́льным ра́дование, ни́щим одея́ние, боля́щим исцеле́ние. Сего́ ра́ди и вопие́м тебе́:

Ра́дуйся, в го́рних, оби́телях пребыва́ющая; ра́дуйся, о на́с гре́шных та́мо моля́щаяся.

Ра́дуйся, благи́й о́браз служе́ния Бо́гу яви́вшая; ра́дуйся, уни́женных и гони́мых покрови́тельница.

Ра́дуйся, правосла́вный люд моли́твами твои́ми заступа́ющая; ра́дуйся, оби́димых и моля́щихся тебе́ защища́ющая.

Ра́дуйся, оби́дящих вразумля́ющая; ра́дуйся, неве́рных и глуми́телей посрамля́ющая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 9.

Вся́кия претерпе́ла еси́ боле́зни, блаже́нная ма́ти, нищету́ теле́сную, гла́д и жа́жду, еще́ же и поноше́ние от люде́й беззако́нных, и́же мня́ху тя́ безу́мной бы́ти. Ты́ же, Го́споду моля́ся, вы́ну взыва́ла Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вети́я многовеща́нныя не мо́гут разуме́ти, ка́ко ты́ безу́мием свои́м безу́мие ми́ра сего́ обличи́ла еси́ и не́мощию свое́ю посрами́ла еси́ кре́пкия и му́дрыя. Не ве́дают бо в тебе́ Бо́жией си́лы и Бо́жией прему́дрости. Мы́ же, по́мощь твою́ получи́вше, пое́м ти́ такова́я:

Ра́дуйся, Боже́ственнаго Ду́ха носи́тельнице; ра́дуйся, со апо́столом Па́влом не́мощию свое́ю хвали́вшаяся.

Ра́дуйся, мни́мым безу́мием свои́м ми́р обличи́вшая; ра́дуйся, красоту́ ве́ка своего́ спасе́ния ра́ди отве́ргшая.

Ра́дуйся, небе́сная бла́га все́м се́рдцем возлюби́вшая; ра́дуйся, на пу́ть спасе́ния на́с призыва́ющая.

Ра́дуйся, во грехе́ пия́нства гро́зная обличи́тельнице; ра́дуйся, безме́здным враче́м и ми́лостивым все́м бы́вшая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 10.

Хотя́ спасти́ ду́шу, ты́ пло́ть свою́ со страстьми́ и похотьми́ распя́ла еси́ и, невозвра́тно себя́ отве́ргши, кре́ст сво́й на ра́ма своя́ возложи́ла еси́ и Христу́ все́м се́рдцем после́довала еси́, поя́ Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Стена́ еси́ тве́рдая и прибе́жище необори́мое яви́лась моля́щимся тебе́, ма́ти Ксе́ние. Те́м же заступа́й и на́с от вра́г ви́димых и неви́димых моли́твами твои́ми, да зове́м ти́:

Ра́дуйся, на тру́д духо́вный на́с воздвига́ющая; ра́дуйся, от сете́й вра́жиих на́с избавля́ющая.

Ра́дуйся, фимиа́м кади́льный, Бо́гу приноси́мый; ра́дуйся, ми́р Бо́жий в сердца́ люде́й принося́щая.

Ра́дуйся, ду́х зло́бы в сердца́х озло́бленных угаша́ющая; ра́дуйся, де́тем благи́м благослове́ние подаю́щая.

Ра́дуйся, та́йною моли́твою и́х от боле́зней исцеля́ющая; ра́дуйся, ми́ру озло́бленному му́дрость Бо́жию яви́вшая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 11.

Пе́ние хвале́бное прино́сят ти́, Ксе́ние блаже́нная, спа́сшиеся твои́ми моли́твами от бе́д и скорбе́й, и вся́ких напа́стей, и ку́пно с тобо́ю ра́достно пою́т Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 11.

Светоза́рным све́том яви́лось житие́ твое́, свята́я ма́ти, во мра́ке жития́ сего́ освеща́ющим лю́ди. Ты́ бо па́дших из ти́ны греха́ изба́вила еси́ и к све́ту Христо́ву напра́вила еси́ пу́ть и́х. Те́м же и зове́м ти́:

Ра́дуйся, правосла́вных люде́й Бо́жиим све́том просвеща́ющая: ра́дуйся, Христо́ва уго́дница, в ми́ре надми́рно пожи́вшая.

Ра́дуйся, труды́ мно́гими вели́кую благода́ть стяжа́вшая; ра́дуйся, во тьме́ греха́ благода́тию Бо́жиею сия́вшая.

Ра́дуйся, отча́явшимся на пути́ спасе́ния ру́ку по́мощи подаю́щая; ра́дуйся, немощны́х в ве́ре укрепля́ющая.

Ра́дуйся, духо́в зло́бы посрамля́ющая; ра́дуйся, житие́м свои́м А́нгелов удиви́вшая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 12.

Благода́ть оби́льно источа́еши, Ксе́ние блаже́нная, на чту́щих па́мять твою́ и прибега́ющих к покро́ву твоему́. Те́м же и на́м, тебе́ моля́щимся, источи́ от Бо́га струи́ исцеле́ния, да зове́м Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще мно́гая чудеса́ твоя́, блаже́нная ма́ти, восхваля́ем тя́ и всеусе́рдно мо́лим, не оста́ви на́с гре́шных в ско́рбных обстоя́ниях, но умоли́ Го́спода си́л, да не отпаде́м от ве́ры на́шея правосла́вныя, в Не́м же тобо́ю утвержда́еми зове́м ти́:

Ра́дуйся, сострада́ти стра́ждущим на́с науча́ющая; ра́дуйся, не́мощи на́ша всеусе́рдно врачу́ющая.

Ра́дуйся, распина́ти пло́ть со страстьми́ и похотьми́ науча́ющая; ра́дуйся, о чту́щих па́мять твою́ хода́таице и покрови́тельнице.

Ра́дуйся, ско́рбный пу́ть проше́дшая; ра́дуйся, спасе́ние ве́чное си́м улучи́вшая.

Ра́дуйся, ко гро́бу твоему́ притека́ющим отра́ду подаю́щая; ра́дуйся, о спасе́нии Оте́чества на́шего при́сно хода́тайствующая.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 13.

О,свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, в житии́ твое́м кре́ст тя́жкий поне́сшая! Приими́ от на́с, гре́шных, моле́ние сие́, к тебе́ приноси́мое. Огради́ на́с моли́твами твои́ми от наве́тов духо́в тьмы́ и все́х, мы́слящих на́м зла́я. Умоли́ всеще́драго Бо́га пода́ти на́м си́лу и кре́пость, да ки́йждо от на́с во́зьмет кре́ст сво́й и во сле́д Христу́ гряде́т, поя́ Ему́ с тобо́ю: Аллилу́иа.

Этот конда́к чита́ется три́жды, зате́м и́кос 1-й и конда́к 1-й.

И́кос 1.

Равноа́нгельнаго жития́ взыска́ла еси́, блаже́нная ма́ти, по успе́нии му́жа твоего́ отве́ргла еси́ ми́ра сего́ красоту́ и вся́, я́же в не́м: по́хоть оче́с, по́хоть пло́ти и го́рдость жите́йскую, юро́дством ра́зум Христо́в стяжа́ла еси́. Того́ ра́ди услы́ши от на́с похвалы́, тебе́ возноси́мыя:

Ра́дуйся, житие́м твои́м Андре́ю, Христа́ ра́ди юро́дивому ра́вная; ра́дуйся, и́мени своего́ отре́кшаяся, себе́ же уме́ршей именова́вшая.

Ра́дуйся, в юро́дстве и́мя му́жа твоего́ Андре́я прия́вшая; ра́дуйся, и́менем му́жеским назва́вшись, не́мощи же́нской отреши́вшаяся.

Ра́дуйся, все́ име́ние твое́ до́брым лю́дям и ни́щим разда́вшая; ра́дуйся, нищету́ доброво́льную Христа́ ра́ди прия́вшая.

Ра́дуйся, ве́ка сего́ суему́дрия юро́дством твои́м отверга́тися на́с научи́вшая; ра́дуйся, блага́я уте́шительнице все́х, в моли́тве к тебе́ прибега́ющих.

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Конда́к 1.

Избра́нная уго́дница и Христа́ ра́ди юро́дивая, свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, избра́вшая по́двиг терпе́ния и злострада́ния, хвале́бное пе́ние прино́сим ти́, чту́щия святу́ю па́мять твою́. Ты́ же заступи́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, да зове́м ти́:

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

Толкование Акафиста святой блаженной Ксении Петербургской

Первый кондак акафиста прославляет подвиг терпения и злострадания, который взяла на себя «избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксение» около 1756-1757 года. В водной части икоса кратко формулируется суть тех испытаний, которые добровольно приняла на себя 26-летняя жительница Санкт-Петербурга Ксения Григорьевна Петрова после скоропостижной кончины ее супруга, придворного певчего, полковника лейб-гвардии Преображенского полка Андрея Федоровича Петрова. Святая Ксения уподобилась ангелам («равноангельского жития взыскала еси»), когда «по успении мужа отвергла мира сего красоту и вся, яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси».

Матфиевский храм на Петроградской стороне в XIX веке

Ксения Григорьевна и Андрей Федорович прожили в браке около четырех лет, в любви и согласии в городе на Неве, в столице империи, среди людей своего круга — привилегированного дворянского сословия, высшего света российского общества. Их дом располагался на Петроградской стороне в приходе церкви во имя святого апостола Матфия. Храм снесли в 1932 году, сейчас на этом месте сквер и поклонный крест, а на месте дома Петровых на Лахтинской улице в 2019 году воздвигнут храм святой блаженной Ксении Петербургской.

Андрей Федорович отошел ко Господу внезапно, без покаяния, без предсмертной исповеди и причастия. Ради спасения души умершего супруга, ради любви к ближним святая Ксения взяла на себя подвиг казаться безумною. Молодая вдова «умерла» для суетного мира: святая Ксения оставила суету светского общества («красоту века своего спасения ради отвергшая», «века сего суемудрия юродством отвергатися нас научившая»), отреклась от своего имени, приняв имя мужа Андрея.

«Нет, Андрей Федорович не умер, — говорила блаженная Ксения окружающим. — Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь перед вами, он жив и будет жить еще долго, будет жить вечно…».

Петр Первый в мундире Преображенского полка

Ксения Григорьевна провожала мужа в последний путь в его мундире офицера лейб-гвардии Преображенского полка: в кафтане темно-зеленого сукна с красными обшлагами и красном камзоле. Это была особая эпоха в истории России. Город Санкт-Петербург ещё только строился. Созидался, как столица Российской Империи. Православный русский народ смущался, переживая реформы царя Петра. И этот камзол петровской армии блаженная Ксения носила, как бы высмеивая реформы и в то же время вымаливая русский народ. Верность к цветам преображенцев — зеленому и красному — святая Ксения сохранила до конца жизни: сносив до дыр обмундирование супруга, одевалась неизменно в красную кофту и зеленую юбку или, наоборот, в зеленую кофту и красную юбку. Когда сердобольные петербуржцы пытались подарить Ксении теплую одежду, она отказывалась и предлагала одеть того, кто без этого несчастлив. А для себя же не видела иной радости, как видеть доброго человека, который любит ближних своих.

После смерти мужа Ксения Григорьевна раздала все свое имущество добрым людям и нищим и, как говорили на Руси, пошла по миру, «нищету добровольную Христа ради приявшая». За этой строчкой из акафиста святой блаженной Ксении «все свое имущество добрым людям и нищим раздавшая, нищету добровольную Христа ради приявшая», тоже реальная история.

Святая Ксения подарила свой дом Прасковье Антоновной, унтер-офицерской вдове, которая после смерти мужа снимала у нее угол. Несчастная одинокая женщина обрела постоянную крышу над головой, а для самой Ксении отныне покровом стало небо, а земля — ложем. На долгие 45 лет она приняла на себя подвиг странницы и отшельницы: «В суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои вознося непрестанно». Неудивительно, что акафист восхваляет смирение, нестяжание и вольную нищету святой блаженной Ксении Петербургской.

Для молодой хрупкой женщины начался долгий путь сурового подвижничества и скитаний, самоотверженного служения во славу Божию через служение ближним. Это был дар Божий — сила духа, которая позволила блаженной Ксении мужественно претерпевать «зной и люту стужу, распиная плоть свою со страстьми и похотьми», согреваясь «благодатию Духа Святаго».  

Родные святой Ксении расценили как безумное ее желание избавиться от недвижимости, «презреть дом свой и всякое мирское богатство». Но это не было сумасшествием. Это было осознанное, выстраданное решение встать на путь юродства ради Христа. Поэтому в акафисте мы слышим хвалебное «Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рама своя принявшая» с акцентом на мнимость безумия — «Радуйся, мнимым безумием сияние благодати скрывавшая… Радуйся, мнимым безумием своим мир обличившая».

Икона святой блаженной Ксении Петербургской

Большую часть своей жизни святая блаженная Ксения провела в молитве. В любое время года и, не взирая на питерскую непогоду, святая Ксения Петербургская изо дня в день на закате уходила в поле на окраине Петроградской стороны (сейчас это микрорайон за Чкаловским проспектом) и «во все дни года ночами в поле молилась», ограждая «град Петров всенощным бдением от бед».  Это был подвиг неустанной молитвы, святая Ксения Петербургская стала «свечой неугасимой, в молитвах к Богу ярко горящей». На вопросы заботливых друзей и знакомых, не опасно ли ей ночевать в поле под дождем или снегом, неизменно отвечала, что привыкла к холоду и не может привыкнуть только к непогоде в сердцах людей. «Если вы меня действительно жалеете и любите, не делайте никому в жизни зла. Только злоба людская заставляет меня страдать».

Святая блаженная Ксения за свои духовные труды: труды молитвы, пощения, странничество и претерпевания со смирением насмешек и всех тягот жизни — получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. «Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая; Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая», — поется в акафисте.

Известны немало фактов пророчеств святой Ксении Петербургской, три из них связанны с важными событиями в истории России и императорского Дома Романовых.

 

Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1757

Так, накануне кончины императрицы Елизаветы Петровны, 24 декабря 1761 года, святая Ксения кричала на улицах Северной столицы:

«Пеките блины, пеките блины. Вся Россия будет печь блины».

По старинной традиции тогда в России блинами поминали усопших, и петербуржцы понимали, что блаженная предвещает чью-то скорую кончину. На следующий день после предсказания блаженной Ксении императрица Елизавета Петровна внезапно скончалась.

И. Творожников «Мирович перед телом императора Иоанна Антоновича», 1884

Странница Божия предвидела и гибель заточенного в Шлиссельбургской крепости императора Иоанна Антоновича в июле 1764 года. Три недели до убийства блаженная Ксения плакала и говорила горожанам:

«Там реки налились кровью; там каналы кровавые. Там кровь, кровь, кровь!»

Михайловский замок в Санкт-Петербурге

А незадолго до кончины святая Ксения Петербургская предсказала скорую смерть императора Павла I. Блаженная посчитала количество букв в надписи над главным фасадом только что построенного Михайловского замка «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» и предрекла, что Павел Петрович проживет столько лет, сколько букв в этой фразе из Евангелия. Так и получилось. Император был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке в 47 лет.

Щукин С. С. «Портрет императора Павла I», 1799

Бытовых же, житейских пророческих историй, связанных с блаженной Ксенией, не счесть. Например, история предотвращенного пожара в доме Евдокии Денисовны Гайдуковой, у которой иногда бывала святая Ксения Петербургская: «Новое чудо в молитве своей показала еси ты, блаженная мати, егда рекла еси жене благочестивой: “Возьми пятак, потухнет”. Сим прорекла ей о пожаре дома ея. И по молитве твоей пламень огня угасе».

Или предсказание дочери вдовицы Голубевой о скором замужестве — ее супругом стал овдовевший врач с Охты. Именно об этом эпизоде поется в акафисте: «Хотя избавити от скорби плачущаго врача, жену хоронившего, ты повелела некоей девице на Охту бежати и тамо мужа себе обрести и утешити. И совершишася тако, якоже ты рекла еси. Они же в радости воспеша Богу: Аллилуиа». Были и иные истории, когда блаженная Ксения отводила беду, показывая невестам, что на самом деле представляет собой жених, «благочестивых дев от брака неверного отвращая». Как было, например, в истории вдовы-генеральши, которая едва не выдала дочь замуж за беглого каторжника, который назвался убитым им офицером. Это чудо было явлено уже после кончины матушки Ксении: девушка с матерью накануне свадьбы пришли помолиться в часовню на Смоленке, и в этот момент опасного преступника разоблачили в петербургском казначействе.

Одно же из самых первых чудес, совершенных по молитвам святой Ксении Петербургской, связано с Прасковьей Антоновой, получившей от блаженной дом в подарок. Божия угодница чувствовала людскую боль и стремилась помочь ближним. Так, для Прасковьи Антоновой блаженная Ксения испросила у Бога ребенка.

«Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая; Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая. Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая; Радуйся, всех к Богу в молитве прибегати научившая», — поется в акафисте.

Никто не мог поверить, что это возможно — одинокая вдовица, в летах и вдруг предсказание о сыне: «Ты тут чулки штопаешь, а тебе Бог сына послал. Иди скорее на Смоленское». Прасковья послушалась повеления блаженной Ксении и побежала с Петроградской стороны на Смоленское кладбище. У Святых ворот погоста на глазах Прасковьи извозчик сбил беременную женщину. Несчастная тут же родила ребенка и скончалась от тяжелых увечий. Прасковья приняла новорожденного мальчика и воспитала его как родного под своей фамилией.

Надгробия Антоновых на Смоленском кладбище

Иван Иванович Антонов стал уважаемым человеком, работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг и дослужился до чина действительного статского советника (равносильно генеральскому званию в армии). А на общественных началах исполнял обязанности церковного старосты церкви Смоленской Божией Матери. На его средства в 1831–1833 годах был пристроен с южной стороны отдельный придел пророка Илии, освященный 24 июня 1833 года. За труды по храмовому строительству И.И. Антонов и его семья получили право упокоиться рядом со Смоленской церковью: и по сей день с восточной стороны храма находится семейный некрополь Антоновых с изысканными надгробиями.

Судьба Ивана Ивановича Антонова, крестника блаженной Ксении, неслучайно связана от рождения до смерти со Смоленским приходом. Каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери строился с 1786 по 1790 год при деятельном участии святой Ксении Петербургской. Тайно, ночами блаженная странница поднимала на леса кирпичи, помогая строителям Смоленского храма. Вот как этот подвиг прославляется в акафисте святой блаженной Ксении Петербургской:

«Воссияла слава подвигов твоих, блаженная мати, егда ты нощию строителям церкви Смоленской камни тайно носила еси, облегчая труды делателей церковных. Сия ведуще, и мы грешнии зовем ти таковая: Радуйся, тайно творити добродетели нас научающая; Радуйся, к подвигам благочестия всех призывающая. Радуйся, строителям храмов Божиих помогающая; Радуйся, святость церковную возлюбившая».

Храм Смоленской иконы Божией Матери

Святую Ксению Петербургскую отличали кротость и незлобие. Лишь однажды она проявила характер, когда пригрозила деревянной клюкой мальчишкам, которые дразнились и бросали ей вслед камни. Хулиганов наказали родители, и после этого случая никто не смел обижать блаженную странницу, поносить ее честное имя. Все знали в Санкт-Петербурге, что блаженная Ксения с особым трепетом относится к детям, что святая странница особенно усердно молится о здоровье детей, исцеляя «тайною молитвою их от болезней». Считалось добрым знаком, если Ксения Петербургская благословит младенца или отрока — это было залогом непременно благого, доброго жизненного пути.

Добрые люди подавали святой Ксении Петербургской милостыню: она брала исключительно мелочь, копеечные монетки с изображением «Царя на коне», но ничего из этих подаяний не оставляла себе, все раздавая нуждающимся людям. За счет помощи от матушки Ксении в Петербурге жили несколько сотен бедных семей. Копеечки от блаженной Ксении творили чудеса: бедняки с их помощью начинали свое дело, щедро делясь доходами с нуждающимися — так с ее подачи запускался бесконечный круговорот добрых дел.

Святая блаженная Ксения своими молитвами и благими делами избавляла страждущих от бед и скорбей, была бесплатным («безмездным») и милостивым для всех врачом, исцеляла больных, не взирая на социальный статус и возраст человека, стяжав поистине всенародное признание: «Проповедуют святость жития твоего, богоблаженная, вси избавленнии тобой от многоразличных болезней, бед и скорбей, богатии и убозии, старцы и юныя».

Святая блаженная Ксения Петербургская отошла ко Господу в первые годы XIX века и была погребена на Смоленском кладбище. На могильной плите была выбита надпись:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души. Аминь».

В 1902 году над могилой святой блаженной Ксении Петербургской была построена каменная часовня

Место захоронения сразу стало культовым в Санкт-Петербурге: сюда беспрерывным потоком шли и до сих пор идут люди за молитвенной помощью угодницы Божией. И каждый уверен, что святая Ксения Петербургская не оставит нас грешных в скорбных обстояниях, утешит, защитит, на путь спасения наставит и умолит Господа сил, всещедрого Бога подать нам силу и крепость мужественно претерпеть все невзгоды, взять крест свой и во след Христу идти, поя Ему вместе со святой блаженной Ксенией «Аллилуиа». Этим песнопением завершается 13-й, финальный, кондак акафиста. По правилам он читается трижды, после него обязательно повторяется первый икос и первый кондак, а затем читается молитва святой блаженной Ксении Петербургской.

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской совершается ежедневно в ее часовне на Смоленском кладбище.

Расписание молебнов с акафистом:

— ежедневно в 08:30, в 11:30, 14:30, 16:30.

Чтобы в общей молитве прозвучали имена и ваших близких, можно подать записку онлайн.

Послушать Акафист святой блаженной Ксении Петербургской

Чтобы все могли присоединиться к общей молитве, мы рады поделиться аудиозаписью акафиста святой блаженной Ксении Петербургской.