Московский Патриархат Санкт-Петербургская епархия

Приход храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове

+7 (921) 342-96-71 info@smolenka.spb.ru

История часовни святой Троицы

Путь к главной святыне Смоленского кладбища — часовне святой блаженной Ксении Петербургской — проходит по Троицкой дорожке рядом с часовней с мозаичной иконой Святой Живоначальной Троицы и крестом над позолоченным куполом.

Троицкая часовня построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко и освящена 10 августа 2002 года в день Смоленской иконы Божией Матери, престольного праздника Смоленского храма. Часовню освятил во время крестного хода викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский (с 2015 года митрополит Петрозаводский и Карельский).

Удивительной красоты и полноты цвета мозаичная икона св. Троицы создана в мастерской известного российского художника-монументалиста, заслуженного художника РФ Сергея Репина (среди его работ — мозаики для восстановления храма Христа Спасителя в Москве). Икона для Троицкой часовни Смоленского кладбища собиралась три года по детальным репродукциям иконы преподобного Андрея Рублева.

Троицкая часовня установлена на святой земле — на месте трех храмов, трех престолов. Именно здесь начиналась история Смоленского храма: на этом месте стояла первая, еще деревянная церковь Смоленской иконы Божией Матери. Затем деревянный храм Архистратига Божия Михаила. После сильного наводнения 1824 года церковь сильно пострадала, и по воле императора Александра I здесь возвели каменную церковь в честь Святой Живоначальной Троицы.

В Троицком храме на Смоленке имелось три придела: главный — Троицкий, на хорах — Архистратига Божия Михаила и в крипте — в честь святых мучеников Сергия и Вакха.

Главной реликвией Троицкого храма был иконостас в Михайловском приделе выдающегося русского художника, мастера портрета Владимира Боровиковского (1757-1825). Вот как описывал этот шедевр русской духовной живописи Иероним Ясинский в рассказе «Мистический иконостас»:

«На Смоленском, все свет, все улыбка, все так молодо и восторженно-небесно!..

Добрались мы до Троицкой церкви, стоящей посреди кладбища, и по витой деревянной лестнице поднялись во второй этаж, где на хорах придел Михаила Архангела… Мягкое, нежное, янтарно-розовое освещение распространялось на иконостас. Я ожидал увидеть нечто превосходное, а увидел гораздо больше...

Весь иконостас состоит из шести образов в золоченых резных рамах, по углам которых и над иконами витают скульптурные херувимы.

Первый образ необыкновенно мистический. Ангел несет человека, окончившего свое земное странствие. На нем длинная мантия и ему приданы черты лица самого Боровиковского, с благоговением и верою устремившего глаза вверх. Внизу в отдалении идет житейский караван. Он состоит из верблюдов. На верблюдах тюки с разными товарами и сидят купцы, другие путники и странники, еще продолжающие свое тревожное земное поприще. Этот караван несмотря на то, что он написан кое-как, эскизно, нагоняет страх, он безобразен. Та душа, которая царит над ним, отрешившись от земных уз, должна испытывать радость и счастье, что она покинула этот караван, вечно и неустанно стремящийся куда-то в бесконечную даль. Я помню, у Бодлера, который жил, конечно, гораздо позднее Боровиковского, есть стихотворение в прозе, оно называется "Химеры". Люди под тяжестью этих химер идут в бесконечность, несут их на своих плечах и исчезают, теряясь в туманной дали. Вот такое впечатление, только гораздо более сильное, чем это стихотворение, производит Боровиковский на этой картине. Тут и мистика, и поэзия, и вера.

Следующая икона — Божия Матерь во всей своей славе. Она окружена сонмом херувимов, из которых некоторым приданы земные черты. Очевидно, умышленно художник хотел изобразить в лицах этих херувимов своих близких, друзей своих, может быть, родных. Удивительна эта смелость художника-иконописца, отрешившегося от условных правил или сумевшего так их подчинить себе, что они не стесняли его, а напротив, служили ему, и при этом нарушение их не только не кажется дерзостью, а приводит в умиление верующего человека. Это просто, возвышенно и наивно, и только примитивные живописцы в Италии и в Нидерландах писали с таким чудесным смирением и с такой искренностью.

На царских вратах изображен архангел Гавриил на левой створке, а на правой — Дева Мария, принимающая благовестие. Из этих двух фигур фигура Гавриила может быть названа гениальной по необыкновенной воздушности письма и по такой проникновенной божественности изображении, равного которому я не знаю не только в русской живописи, но и в иностранной… Ангел весь соткан из лазурных и розовых тонов. Это улыбка неба. В самом деле, это Божья весть, воплощенная в какую-то дымку или крылатую грезу.

Воскресение Христа — следующий образ. Лицо у него такое же молодое, как и на моем этюде, и такое же прекрасное, с чуть заметной бородкой. Боровиковский любил изображать Христа в возрасте около двадцати двух лет. Тело трактовано с чисто божественной грацией и силой. От Христа веет радостью воскресения, молодостью веры, блаженным счастьем спасения человечества.

Несколько слабее фигура Михаила Архангела. Одним словом, чем дальше от царских врат вправо, тем энергия художника как будто ослабевала. Последний образ, представляющий царя над львиным рвом, в котором, окруженный свирепыми животными, смиренно размышляет Даниил, является даже неоконченным. Ангел с гневно устремленными глазами держит царя за волосы и подводит его ко рву. По всей вероятности, художник хотел в этом ангеле изобразить тот Дух Божий, который подъемлет власы на главе, как это описано в книге Иова. Царь устрашился, увидев, что земные кары бессильны там, где ими нарушается или оскорбляется воля небес.

Долго стояли мы перед иконостасом и в том восторженном состоянии, которое навевает на душу созерцание истинно вдохновенных вещей, молча сошли вниз».

Роспись Троицкой церкви на Смоленке стала последней работой В.Л. Боровиковского. Он умер 6 (18) апреля 1825 года и был похоронен у входа в храм, который расписывал в последний год жизни. В 1931 году его прах был перенесен на кладбище Александро-Невской лавры. Иконы кисти Боровиковского в начале XX века передали в Русский музей — храм перестраивали в 1904 году, и ценные образы попали в надежные руки искусствоведов, что спасло их от поругания в годы советской власти.

Мемориальная табличка на восточной стене Троицкой часовни гласит:

«На сем месте находился главный престол храма во Имя Святой Живоначальной Троицы, построенного по проекту архитектора В.Т. Кульченкова и освященного в 1831 году. В 1932 году храм был разобран на кирпич по распоряжению богоборческой власти».

Храм разобрали 15 февраля 1932 года — по распоряжению советской власти порядка 70-80 тысяч кирпичей Троицкой церкви пошли на надстройку четвертого этажа дома на Камской улице, 14 — для покрытия дефицита жилой площади в городе.

В 1993 году на месте снесенного храма был установлен памятный камень, напоминавший о святости этого места. Тогда же администрация Санкт-Петербурга по ходатайству Приходского совета Смоленского храма разрешила строительство памятного знака в виде часовни. Чтобы установить точное место расположения храма, по благословению отца-настоятеля Смоленского храма протоиерея Виктора Московского (1949-2020) были проведены архивные изыскания и геофизические исследования, позволившие найти погребенный фундамент Троицкой церкви и установить часовню в пределах бывшего алтаря.

Ежегодно в день Святой Живоначальной Троицы после Божественной Литургии совершается крестный ход от Смоленского храма до Троицкой часовни с молебном на святом месте.

Познакомиться с историей Троицкой церкви можно на экскурсии с гидом Паломнического центра.

Забронировать экскурсию можно по телефону: +79219743434 WhatsApp