Московский Патриархат Санкт-Петербургская епархия

Приход храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове

+7 (921) 342-96-71 info@smolenka.spb.ru
Главная > О нас > Служение

Служение

Русская Православная Церковь всегда уделяла особое внимание социальному служению. О сохранении и приумножении этой доброй традиции напоминает нам патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Вот одно из его высказываний: «Церковь не в силах предотвратить все горе и все несчастья, которые приносит в мир злая человеческая воля. Но она может противопоставить злу и смерти свое единственное и непобедимое оружие жизни — любовь и сострадание. Социальное служение — это и есть наше свидетельство о Христе, которое мы совершаем, помогая людям, неся людям добро. Да, социальная активность Церкви второстепенна по отношению к литургической жизни, к служению таинствам Божиим, к проповеди Евангелия, но современное общество особым образом воспринимает именно социальную деятельность Церкви». 

Узнать о волонтерских программах и присоединиться к делам Церкви в Смоленском приходе:

 e-mail: info@smolenka.spb.ru

телефон помощника благочинного по социальному служению: +7(921)432-29-08 Евгения Георгиевна.

Смоленка в ВКонткте: vk.com/smolhramspb

Смоленка в Telegram: t.me/smolenka_spb

«Дела добра и любви дают Богу действовать в нашем мире»

О социальном служении в приходе храма Смоленской иконы Божией Матери беседуем с настоятелем, благочинным Василеостровского округа протоиереем Евгений Шогеновым.*

— Конечно, без богослужения нам не представить православной веры, которая зарождается и живет в Литургии. Однако жизнь христианина не может ограничиваться только богослужением. Мы должны и дальше в мир нести этот свет, благодать Божию. Что это значит? Господь говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Наша жизнь, освящаемая благодатью Духа Святого в таинствах церковных, должна преображаться и преображать окружающий нас мир. С первых дней своего существования на земле Церковь всегда занималась социальным служением.

Есть три степени священства. Высшая степень благодати священства — это архиереи, блюстители, смотрители. Без благословения архиерея в Церкви ничего совершаться не может. Вторая ступень священства — священники, предстоятели приходских общин. Они окормляют, занимаются просвещением, совершают Евхаристию в своих храмах. И третья, начальная степень священства — это диаконское служение. Именно диаконский институт изначально несет в себе идею социального служения. Чем занимаются диаконы в Книге Деяний? Попечением о столах. Они смотрели за благочинием на трапезах, навещали больных, заботились о нуждающихся. Если служение священника больше сосредоточено на храмовой, литургической жизни, то диаконское — на служении людям. Как эти три степени священства присутствуют в Церкви, так же они должны присутствовать и в жизни любого христианина. Вероучительная, молитвенная и социальная — вот три ипостаси христианской жизни. Так и было заведено в Церкви с первых дней.

— Смоленский приход не был исключением. С первых лет своего существования здесь были организованы различные социальные службы. На протяжении XIX — начала XX веков улица Камская от Святых ворот Смоленского кладбища до 17-й линии — это сеть приходских благотворительных учреждений. Здесь были приюты, богадельня, Дом трудолюбия… Чтобы помогать людям, как это делала святая блаженная Ксения Петербургская, делясь с людьми Божией благодатью.

— Соработничество с Богом имеет важное значение. Без Бога ничего невозможно на земле. Человек обретает своё высокое призвание именно в Боге. Творец дарует человеку царское звание, призывает к сотворчеству, соработничеству с Ним. Всё — только с помощью Божией. И наши добрые дела тоже. Это не мы делаем, а Господь делает через нас. Мы — Его руки и уста. И через это мы обретаем спасение.

Наше соработничество начинается в храме на богослужении, когда диакон возглашает: «Время сотворити Господеви» (время действовать Богу), но продолжается оно в нашей обыденной жизни. Поэтому мы должны осознавать, как важно, чтобы и в нашей мирской жизни мы позволяли Богу действовать через нас. Во многом это реально только через наши добрые дела. Любой приход Православной Церкви призван к социальному служению, социальной работе. Тем более такой приход, как наш — Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове.

Сейчас большое внимание мы уделяем организации Паломнического центра со всей необходимой инфраструктурой. За год мы построили и открыли дом паломника «У блаженной Ксении», трапезную, музей, экскурсионное бюро. Всё это для того, чтобы паломники не торопились уезжать, а имели бы возможность подольше погостить у матушки Ксении на Смоленке. Наша задача — создать благоприятные условия пребывания, чтобы человек ни о чем не беспокоился и проводил время в молитве, знакомстве со святынями нашего прихода.

— В структуру созданного Паломнического центра входит обновленный Музей святой блаженной Ксении Петербургской. Насколько он востребован у наших гостей?

— Я был удивлен интересом к нашему музею и экскурсиям. Оказалось, что наша музейная деятельность особенно важна для тех, кто еще не живет церковной жизнью или недостаточно воцерковлен. Через такие светские экскурсии на историкоцерковные темы люди приобщаются к Священному Преданию. Очень удивляются, когда узнают, что не всё было так, как учили в школе. Что есть другая сторона жизни. И в этом есть момент просвещения — через беседу о святынях Смоленки, о житии и чудесах святой Ксении. Наши экскурсии буквально открывают гостям новый мир — мир православия, христианства, угодников Божиих, мучеников, пострадавших за Веру в годы гонений на Церковь.

— В апреле 2022 года на Смоленке открылся досуговый центр для людей старшего поколения. Расскажите, что это за учреждение, чем оно отличается от подобных светских объединений?

— Эта замечательная идея принадлежит нашему владыке Варсонофию. Мы хотим сосредоточиться на людях старшего поколения. Познакомиться с ними. Показать им другой мир, отличный от того, который они видят в ток-шоу на телевидении. Показать мир с Богом.

Мне в жизни повезло. Мне довелось в юности наблюдать в храмах пожилых женщин дореволюционного поколения, которые были воспитаны в вере. Они имели особое благоговение, особую любовь, отношение к храму, иконам, духовенству. Они видели, чувствовали присутствие Божественной благодати. Удивительно, как они целовали стены храма! Но потихоньку это поколение ушло. И сейчас мы видим большое количество людей старшего поколения, которые выросли вне Церкви, в атеистической среде. Их детство и юность пришлись на безбожные 1970-80-е годы. Люди могли прожить всю жизнь и ни разу не услышать о Боге. Очень грустно это видеть.

Сейчас важно уделить особое внимание старшему поколению. В светском обществе тоже есть стремление помочь людям зрелых, преклонных лет — увлечь, например, скандинавской ходьбой, плаванием в бассейне. Но это забота только о теле. А надо подумать и о душе, обратить взоры к вечности. Однако, подчеркну, что наш досуговый центр — это не воскресная школа. Это именно круг общения, новые знакомства, интересы и увлечения: литература, музыка, история, общее чаепитие, отмечание праздников, когда людям комфортно побыть вместе.

Беседовала Ирина Парамонова

 

*Интервью опубликовано в приходской газете «Смоленский храм» в №3 за 2022 г.