Московский Патриархат Санкт-Петербургская епархия

Приход храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове

+7 (921) 342-96-71 info@smolenka.spb.ru
Главная > О Ксении > Иконография Ксении Петербургской

Иконография святой блаженной Ксении Петербургской

«Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти», — эти слова звучат непрестанно на молебнах в часовне святой блаженной Ксении Петербургской на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Этот образ — доброй странницы в платочке и красно-зеленом одеянии — всегда перед глазами. Как и почему изображают на иконах святую Ксению — читайте в нашем обзоре.

Иконография святой блаженной Ксении Петербургской — это живой образ, отражение жития угодницы Божией. В возрасте 26 лет она потеряла мужа — придворного певчего, полковника лейб-гвардии Преображенского полка Андрея Федоровича Петрова, и ради спасения и любви к ближним взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением всех тягот жизни она получила от Бога дар прозорливости и чудотворения — почти три столетия блаженную Ксению Петербургскую почитают как скорую помощницу и чудотворицу.

Более 40 лет нищеты и странничества (поэтому на иконах мы видим старицу босой или в тапочках на босу ногу) блаженная Ксения сохраняла верность зеленому и красному цветам мундира супруга — офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Офицерский мундир на хрупкой женщине вызывал иронию: этот камзол петровской армии блаженная Ксения носила, как бы высмеивая суетный мир имперской столицы и в то же время вымаливая русский народ. Когда святая Ксения сносила до дыр кафтан супруга, одевалась неизменно в красную/бордовую кофту и зеленую юбку или, наоборот, в зеленую кофту и красную/бордовую юбку. Именно в этом одеянии мы видим святую Ксению на всех иконах и по этим цветам сразу узнаем ее на иконе Собора всех святых на земле Санкт-Петербургской просиявших.

Жизнь святой блаженной Ксении связана с Васильевским островом и приходом церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище. Ксения Петербургская помогала возводить этот храм Божий, поднимая тайно по ночам кирпичи на строительные леса, «облегчая труды делателей церковных». Здесь же, на Смоленке, святая блаженная Ксения упокоилась около 1801-1802 гг., и в 1902 году над ее могилкой возведена часовенка в неорусском стиле с золоченной маковкой и витражными окнами. Именно поэтому, согласно традиции, святая блаженная Ксения Петербургская изображается на иконах на фоне Смоленского храма с колокольней и ее часовни на Смоленском кладбище.

Святая блаженная Ксения еще при жизни снискала славу неустанной молитвенницы — именно так, с рукой, приложенной к сердцу, часто изображают Ксению Петербургскую. Этот жест означает, что святой высоко преуспел в сердечной молитве, и этот образ сердечной молитвы объединяет святую Ксению с преподобным Серафимом Саровским и Серафимом Саровский, святым благоверным великим князем Александром Невским и святым великомучеником Пантелеймоном Целителем.

Часто святая Ксения изображается в полный рост, молящейся перед Спасителем: святая стоит в поле с простертой к Богу рукой. Это факт из жития святой Ксении. Известно, что Ксения Петербургская на Петроградской стороне «во все дни года ночами в поле молилась», ограждая «град Петров всенощным бдением от бед».  С таким же жестом, обращенным в молитве к Богоматери, пишут, например, иконы преподобной Марии Египетской.

Известны и другие иконы святой Ксении со скрещенными на груди руками (как, например, на мозаике на ее часовне) — это символичное изображение креста, по подобию того, как мы складываем руки, подходя ко Причастию. Это знак благоговения, смирения, покаяния, он утверждает принадлежность человека ко Христу. Святые, которые изображены с таким положением рук (например, преподобная Мария Египетская и преподобный Алексий Человек Божий), были сильны подвигом покаяния.

Другое изображение правой руки — с открытой к нам ладонью — объединяет иконографию святой Ксении Петербургской, блаженной Матроны Московской, святых князей Бориса и Глеба и святого Федора Ушакова. Ладонь, обращенная к собеседнику, означает честность и добродушие. Это символ праведности, открытой и честной жизни, знак открытого миру человека, помыслы которого чисты. И своими молитвами он поможет очиститься и обращающихся к нему за помощью.

В иконографии Ксении Петербургской есть серия житийных икон с клеймами. Как правило, это образы чудес и подвигов на земле петербургской: строительство Смоленского храма, предсказание о пожаре, заботы о родившемся младенце у ворот Смоленского кладбища или молитвы в поле на Петроградской стороне.

В современной московской иконографии святая блаженная Ксения Петербургская изображается с двумя клеймами: святая предрекает царя Ионна Антоновича об убиении, и святая явлением своим избавляет инока от разбойника в граде Москве — известно, что святая на некоторое время покидала пределы города на Неве, совершив паломничество в первопрестольную.

Традиционно на иконах святая Ксения предстает блаженной старицей, но есть и немало образов, которые запечатлели угодницу Божию молодой красивой и поседевшей от горя женщиной, только-только вступившей на путь юродства ради Христа. Эти иконы показывают Ксению Петербургскую как причастницу ангельского образа. И сам ее облик близок современному человеку. Как близки и богоугодные темы, которые занимали ее душу. Близки и понятны проблемы духовных исканий и житейских испытаний, которые она сама претерпела и помогает теперь разрешить всем, чтущим память ее.

«Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души», — эти слова святой блаженной Ксении Петербургской высечены на гробнице в ее часовне на Смоленке.